Родительское собрание "гиперактивный ребенок в школе". Гиперактивный ребенок в школе: Проблемы и решения Гиперактивный ребенок в школе что делать родителям

Множество родителей и учителей задают такой вопрос. Рассказываем, как взаимодействовать с учениками, у которых синдром дефицита внимания и синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Вы можете быть в легком или в тяжелом замешательстве, если сталкиваетесь с такими детьми в первый раз. Они носятся по классу, отвечают без поднятой руки, не могут усидеть на одном месте и мешают другим и самим себе. Так? Отчасти. Но, если вы читаете эту статью, значит, вы настоящий профессионал и беспокоитесь за своих учеников. А наше дело – постараться вам помочь.

Для начала давайте попробуем разобраться: правильно ли мы понимаем явления СДВ (синдром дефицита внимания) и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Оля Каширина. Постоянно говорит, причем говорит без умолку, на уроках и на перемене, по теме и не по теме. На месте ей не сидится, она постоянно ерзает, грызет ногти или ручку.
Вася Загорецкий. Тихоня со среднего ряда. Витает в облаках, полностью отрешен от происходящего, на вопросы учителя отвечает невпопад, а иногда спонтанно выдает что-то далекое от темы обсуждения.

Кто из них страдает указанными синдромами? Конечно, кажется, что Оля. Но на самом деле и Вася тоже.

Основные показатели

Импульсивность . Внезапные ответы, резкие движения, таких детей даже называют «себе на уме».
Невнимательность . Рассеянность, витание в облаках, постоянное отвлечение от темы занятия и большие проблемы с концентрацией.
Гиперактивност ь . Тема нашего обсуждения. Шило вместо внутреннего стержня, уж простите нам эту шутку.

Эти три показателя могут комбинироваться, и в итоге мы получаем детей не только «реактивных», но и просто невнимательных, порой даже немного заторможенных, которые тем не менее все равно попадают в категорию СДВГ.
Возможно, ребенок с гиперактивностью может показаться настоящей проблемой для учителя. Дерганый, мешающий другим отвечать, а иногда, наоборот, подавленный. Зато такой ребенок всегда «в теме», не правда ли? Он легко привлекается к обсуждению, тянет руку и проявляет интерес к нестандартным форматам.
Но самой распространенной комбинацией, одновременно приносящей самый разнообразный набор впечатлений как родителям, так и учителям, являются дети и импульсивные, и невнимательные, и гиперактивные. «О, такого ребенка я знаю!» – сейчас воскликнули читающие нашу статью. Все мы знаем таких детей. Именно у таких учеников бывают «периоды» поведения, приливы и отливы.

И хотя в этой статье мы собирались говорить только о детях гиперактивных, обойтись без комментариев относительно «мечтателей» с СДВ/СДВГ нельзя.

Ученик-невидимка

Таких вы тоже знаете. В каждом классе есть свой тихоня, тихий мечтатель у окна или девочка, рисующая что-то на полях тетради. Увы, те дети, чье СДВГ скорее «невнимательное» (второй показатель из нашего списка), становятся невидимками. Будто бы Гарри Поттер дал им на время свою мантию. Признаков буйного поведения они не проявляют, так что учителя относятся к ним спокойно или даже никак. Что в результате? А в результате ребенок замыкается и «отсутствует».
Родители ругают его за плохие оценки, учителя за невнимательность, сверстники дразнят, наклеивая ярлык «не от мира сего». Но что, если виноват не ребенок?

Нужно отметить, что скучные или однотипные задания и приводят к переходу таких детей из состояния «вкл.» в состояние «выкл.». И дело не в «отсутствии», рассеянности или невнимательности, ведь вы сами знаете: такие ребята включаются, когда у них есть любимое занятие. Они способны концентрироваться на том, что им интересно. То есть учителю придется экспериментировать с методиками преподнесения информации и работать над включенностью большего процента класса (об этих методиках мы часто пишем в нашей группе в социальных сетях).

Таким детям для успешной адаптации может потребоваться помощь психолога или наставника, который «разговорит» ребенка и поможет найти себя. Подробнее об этом на осенней конференции по наставничеству GlobalMentori 2017 .

Поговорим о положительных сторонах

Ваши гиперактивные непоседы обладают некоторыми уникальными особенностями, попробуйте использовать их на занятиях.

1. Гибкое мышление
Да, эти мечтатели и фантазеры одновременно могут рассмотреть 3–4 варианта ответа или решения определенной задачи. В естественных науках предлагайте им больше «качественных задач», направленных на поиск причин явлений. На русском или литературе разрешайте использовать нетипичные формы ответа. Пусть сочинение будет в стихах, мы не на ЕГЭ. Заинтересуйте их.
2. Личное мнение
Да, когда мы спрашиваем на уроке истории о дате крещения Руси, нам хочется услышать в ответ четкий год. Но, если вопрос предполагает многовариантность, спросите гиперактивного ребенка. Причин революции 1917 года было точно больше 5. Я, как историк, могу назвать 15. Вдруг ваш ученик найдет еще больше?
3. Комментарии
Да, своими комментариями, неуместными шутками или жестами такие дети могут сбивать общий серьезный настрой. Зато это ваш способ получить желаемое вовлечение. Класс молчит? Спросите вашего гиперактивного мечтателя. Красноречие пламенного ребенка точно пробудит спящий класс.

И да, дорогие коллеги, такие дети держат нас, педагогов, в тонусе. Одинаковое задание такие дети ни за что не будут делать дважды.

Советы по работе с детьми с гиперактивностью, СДВ и СДВГ

    Если речь идет о поставленном медицинском диагнозе, пожалуйста, не полагайтесь только на эту статью, вам понадобится учебный план и школьный психолог.

    Оставайтесь в диалоге с родителями или начните его. Обязательно! Они будут вам только благодарны за простое человеческое отношение. Иногда родители могут предложить методики, которые можно смело взять в работу.

    Не пытайтесь изменить ребенка, да, вы можете его воспитать, но не надо корректировать его личность.

    Спрашивайте у самих детей, что им нравится. Берите информацию у первоисточника, он точно знает, КАК ему нравится учиться.

    Поговорите с классом. И тихоне, и вынужденному выскочке может быть сложно адаптироваться в среде «нормальных» детей, и вам лучше ненавязчиво проконтролировать ситуацию, чтобы в дальнейшем избежать травли.

    Чтобы вернуть к работе ребенка с гиперактивностью, используйте не повышенный тон, а личное обращение и контакт глаз.

    Учащимся с СДВГ может быть сложно систематизировать информацию и концентрироваться на чем-то. Им нужна система. Используйте инфографику (найдете ее в нашем разделе на сайте), пошаговые инструкции, советы – как учебные, так и жизненные.

    Любые требования к ребенку преподносите по-разному. Напишите на доске, проговорите, положите на стол распечатанное задание. Для младших классов очень хороши карточки с заданиями и опорные картинки.

    Постарайтесь не выпускать ребенка с СДВГ из поля зрения. Тихони часто садятся на задние парты, равно как и излишне активные ребята. Лучше посадите их поближе к своему столу. Если речь идет о младших школьниках – дайте ребенку лист или блокнот, обычные каракули помогут ему сосредоточиться. И заведите игрушки для снятия стресса. Обычный кубик или мягкий мячик с манкой, который можно теребить, очень поможет успокоить «беспокойные ручки».

    Ваша главная задача как учителя – добиться того, чтобы ребенок осмыслил полученный материал. А осмысливать можно всегда по-разному, так что используйте различные методы фиксации информации. Стикеры, доски с карточками, цветные карандаши, маркеры, ручка и бумага, заполнение таблиц – в ход может пойти все, пробуйте.

    Разбивайте любую задачу на части. Лучше меньше и постепенно. И не забывайте повторять задание, еще и еще раз.

    Не забывайте про игровой формат. Да, «мы в школе, а не в цирке», но здоровый юмор и качественное вовлечение в образовательный процесс еще никому не мешали.

    Детям с дефицитом внимания, как это может быть ясно уже из самого названия, нужна от вас обратная связь. Комментируйте их работу и хвалите, только тогда они будут лучше стараться. Им важно не только понимать требования, но и получить оценку их результата. При правильной похвале в самом ребенке можно сформировать мотивацию, которая поможет ему держать себя в руках.

Множество родителей и учителей задают такой вопрос. Рассказываем, как взаимодействовать с учениками, у которых синдром дефицита внимания и синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Вы можете быть в легком или в тяжелом замешательстве, если сталкиваетесь с такими детьми в первый раз. Они носятся по классу, отвечают без поднятой руки, не могут усидеть на одном месте и мешают другим и самим себе. Так? Отчасти. Но, если вы читаете эту статью, значит, вы настоящий профессионал и беспокоитесь за своих учеников. А наше дело – постараться вам помочь.

Для начала давайте попробуем разобраться: правильно ли мы понимаем явления СДВ (синдром дефицита внимания) и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Оля Каширина. Постоянно говорит, причем говорит без умолку, на уроках и на перемене, по теме и не по теме. На месте ей не сидится, она постоянно ерзает, грызет ногти или ручку.
Вася Загорецкий. Тихоня со среднего ряда. Витает в облаках, полностью отрешен от происходящего, на вопросы учителя отвечает невпопад, а иногда спонтанно выдает что-то далекое от темы обсуждения.

Кто из них страдает указанными синдромами? Конечно, кажется, что Оля. Но на самом деле и Вася тоже.

Основные показатели

Импульсивность . Внезапные ответы, резкие движения, таких детей даже называют «себе на уме».
Невнимательность . Рассеянность, витание в облаках, постоянное отвлечение от темы занятия и большие проблемы с концентрацией.
Гиперактивност ь . Тема нашего обсуждения. Шило вместо внутреннего стержня, уж простите нам эту шутку.

Эти три показателя могут комбинироваться, и в итоге мы получаем детей не только «реактивных», но и просто невнимательных, порой даже немного заторможенных, которые тем не менее все равно попадают в категорию СДВГ.
Возможно, ребенок с гиперактивностью может показаться настоящей проблемой для учителя. Дерганый, мешающий другим отвечать, а иногда, наоборот, подавленный. Зато такой ребенок всегда «в теме», не правда ли? Он легко привлекается к обсуждению, тянет руку и проявляет интерес к нестандартным форматам.
Но самой распространенной комбинацией, одновременно приносящей самый разнообразный набор впечатлений как родителям, так и учителям, являются дети и импульсивные, и невнимательные, и гиперактивные. «О, такого ребенка я знаю!» – сейчас воскликнули читающие нашу статью. Все мы знаем таких детей. Именно у таких учеников бывают «периоды» поведения, приливы и отливы.

И хотя в этой статье мы собирались говорить только о детях гиперактивных, обойтись без комментариев относительно «мечтателей» с СДВ/СДВГ нельзя.

Ученик-невидимка

Таких вы тоже знаете. В каждом классе есть свой тихоня, тихий мечтатель у окна или девочка, рисующая что-то на полях тетради. Увы, те дети, чье СДВГ скорее «невнимательное» (второй показатель из нашего списка), становятся невидимками. Будто бы Гарри Поттер дал им на время свою мантию. Признаков буйного поведения они не проявляют, так что учителя относятся к ним спокойно или даже никак. Что в результате? А в результате ребенок замыкается и «отсутствует».
Родители ругают его за плохие оценки, учителя за невнимательность, сверстники дразнят, наклеивая ярлык «не от мира сего». Но что, если виноват не ребенок?

Нужно отметить, что скучные или однотипные задания и приводят к переходу таких детей из состояния «вкл.» в состояние «выкл.». И дело не в «отсутствии», рассеянности или невнимательности, ведь вы сами знаете: такие ребята включаются, когда у них есть любимое занятие. Они способны концентрироваться на том, что им интересно. То есть учителю придется экспериментировать с методиками преподнесения информации и работать над включенностью большего процента класса (об этих методиках мы часто пишем в нашей группе в социальных сетях).

Таким детям для успешной адаптации может потребоваться помощь психолога или наставника, который «разговорит» ребенка и поможет найти себя. Подробнее об этом на осенней конференции по наставничеству GlobalMentori 2017 .

Поговорим о положительных сторонах

Ваши гиперактивные непоседы обладают некоторыми уникальными особенностями, попробуйте использовать их на занятиях.

1. Гибкое мышление
Да, эти мечтатели и фантазеры одновременно могут рассмотреть 3–4 варианта ответа или решения определенной задачи. В естественных науках предлагайте им больше «качественных задач», направленных на поиск причин явлений. На русском или литературе разрешайте использовать нетипичные формы ответа. Пусть сочинение будет в стихах, мы не на ЕГЭ. Заинтересуйте их.
2. Личное мнение
Да, когда мы спрашиваем на уроке истории о дате крещения Руси, нам хочется услышать в ответ четкий год. Но, если вопрос предполагает многовариантность, спросите гиперактивного ребенка. Причин революции 1917 года было точно больше 5. Я, как историк, могу назвать 15. Вдруг ваш ученик найдет еще больше?
3. Комментарии
Да, своими комментариями, неуместными шутками или жестами такие дети могут сбивать общий серьезный настрой. Зато это ваш способ получить желаемое вовлечение. Класс молчит? Спросите вашего гиперактивного мечтателя. Красноречие пламенного ребенка точно пробудит спящий класс.

И да, дорогие коллеги, такие дети держат нас, педагогов, в тонусе. Одинаковое задание такие дети ни за что не будут делать дважды.

Советы по работе с детьми с гиперактивностью, СДВ и СДВГ

    Если речь идет о поставленном медицинском диагнозе, пожалуйста, не полагайтесь только на эту статью, вам понадобится учебный план и школьный психолог.

    Оставайтесь в диалоге с родителями или начните его. Обязательно! Они будут вам только благодарны за простое человеческое отношение. Иногда родители могут предложить методики, которые можно смело взять в работу.

    Не пытайтесь изменить ребенка, да, вы можете его воспитать, но не надо корректировать его личность.

    Спрашивайте у самих детей, что им нравится. Берите информацию у первоисточника, он точно знает, КАК ему нравится учиться.

    Поговорите с классом. И тихоне, и вынужденному выскочке может быть сложно адаптироваться в среде «нормальных» детей, и вам лучше ненавязчиво проконтролировать ситуацию, чтобы в дальнейшем избежать травли.

    Чтобы вернуть к работе ребенка с гиперактивностью, используйте не повышенный тон, а личное обращение и контакт глаз.

    Учащимся с СДВГ может быть сложно систематизировать информацию и концентрироваться на чем-то. Им нужна система. Используйте инфографику (найдете ее в нашем ), пошаговые инструкции, советы – как учебные, так и жизненные.

    Любые требования к ребенку преподносите по-разному. Напишите на доске, проговорите, положите на стол распечатанное задание. Для младших классов очень хороши карточки с заданиями и опорные картинки.

    Постарайтесь не выпускать ребенка с СДВГ из поля зрения. Тихони часто садятся на задние парты, равно как и излишне активные ребята. Лучше посадите их поближе к своему столу. Если речь идет о младших школьниках – дайте ребенку лист или блокнот, обычные каракули помогут ему сосредоточиться. И заведите игрушки для снятия стресса. Обычный кубик или мягкий мячик с манкой, который можно теребить, очень поможет успокоить «беспокойные ручки».

    Ваша главная задача как учителя – добиться того, чтобы ребенок осмыслил полученный материал. А осмысливать можно всегда по-разному, так что используйте различные методы фиксации информации. Стикеры, доски с карточками, цветные карандаши, маркеры, ручка и бумага, заполнение таблиц – в ход может пойти все, пробуйте.

    Разбивайте любую задачу на части. Лучше меньше и постепенно. И не забывайте повторять задание, еще и еще раз.

    Не забывайте про игровой формат. Да, «мы в школе, а не в цирке», но здоровый юмор и качественное вовлечение в образовательный процесс еще никому не мешали.

    Детям с дефицитом внимания, как это может быть ясно уже из самого названия, нужна от вас обратная связь. Комментируйте их работу и хвалите, только тогда они будут лучше стараться. Им важно не только понимать требования, но и получить оценку их результата. При правильной похвале в самом ребенке можно сформировать мотивацию, которая поможет ему держать себя в руках.

Должны появиться перед седьмым годом жизни. Однако, часто дети с синдромом гиперактивности попадают к специалистам значительно позже – только в младшем школьном возрасте. Именно тогда родители начинают особенно беспокоиться за поведение своего чада.

Различия между ребенком с СДВГ и его сверстниками становятся все более заметными. Это происходит, несмотря на отсутствие существенных различий с точки зрения интеллекта.

Симптомы СДВГ у ребенка

Чрезмерная импульсивность и гиперактивность негативно влияют на оценку поведения ребенка учителями. Его воспринимают как непослушного, а непослушные – получает клеймо «трудного ученика».

Проблемы в концентрации и дефицит внимания в значительной степени затрудняют обучение и затуманивают функционирование ребенка в классе.

Неудачи в школе снижают самооценку малыша, лишают мотивации и нередко приводят к получению относительно низкого уровня образования в отношении имеющихся интеллектуальных возможностей. Школа становится источником неудач, множества негативных отзывов для ребенка.

Все время ему что-то не удается, он получает отрицательное внимание, родителей чаще вызывают в школу. Поиск одобрения и признания в глазах сверстников приводит к появлению рискованных форм поведения, использование психоактивных веществ (например, наркотиков, алкоголя), прогулам, насилию и т.д.

Для повышения комфорта жизни ребенка с СДВГ , адекватного использования его интеллектуальных способностей, а также для того, чтобы избежать дорогостоящих социальных осложнений важна умелая поддержка в преодолении школьных трудностей.

СДВГ в зависимости от возраста

СДВГ является источником различных проблем, а их выраженность меняется в зависимости от возраста. Часто трудно определить начало появления признаков болезни, но уже в раннем детстве, можно увидеть черты синдрома дефицита внимания .

Появляются проблемы со сном , ребенок становиться слишком чувствительный, в детском саду часто возникают конфликты со сверстниками, связанные с очень большой импульсивностью, а также трудностями в усвоении и соблюдении социальных норм.

Школьный возраст – это время, когда симптомы СДВГ становятся более заметными. Кроме чрезмерной подвижности и импульсивности проблемой становится дефицит внимания, препятствующий достижению хороших результатов в учебе.

Со временем, однако, симптомы исчезают, что обычно проявляется уменьшении двигательной активности ребенка. К сожалению, примерно у 70% подростков и людей с гиперактивностью симптомы сохраняются на всю жизнь.

В школьный период особенно заметны трудности в социальных контактах со сверстниками и взрослыми. Трудности в обучении , а также в разработке планов и их реализации, снижаются шансы на получение образования соразмерного интеллектуальным возможностям. Также повышается риск осложнений (в т.ч. наркомании, асоциальность поведения, самоубийств, депрессии , конфликты с законом).

Только 5% из детей с СДВГ будут иметь полный набор симптомов в зрелом возрасте. Однако, у половины сохранится, по крайней мере, часть симптомов, которые обязательно повлияют на их жизнь.

Трудности ребенка с СДВГ

Ребенку с СДВГ трудно оставаться на одном месте даже короткое время, что уж говорить о 40 минутах урока. Ему сложно неподвижно сидеть на скамейке и сдерживать желание пройтись по классу. В довершение всех бед, ребенок с СДВГ имеет трудности с записью нового материала, что обусловлено в значительной степени нарушениями внимания. Ему трудно выбрать из большого количества информации, ту, которая являются существенной и на которой должен сосредоточиться.

Он легко отвлекается под влиянием конкурирующих стимулов, таких, как звуки из-за окна или даже остальные части читаемого текста. Поэтому такому ребенку гораздо проще усвоить материал переданный в виде коротких, сжатых, конкретных предложений в разделах, отмеченных в тексте при помощи другого типа шрифта. Трудности в концентрации и удержании концентрации внимания способствуют тому, что ребенок чувствует себя озадачен, у него нет ясности, что он должен в данный момент делать, ему трудно планировать работу.

Ситуация ребёнка с СДВГ усугубляется еще и тем, что трудности, связанные с низкой концентрацией, чрезмерной импульсивностью и подвижностью, часто сопровождаются дислексией (трудности в обучении чтению ), дизорфографией (совершение ошибок орфографических, несмотря на знание правил правописания), дисграфией (трудности в написании) или дискалькулией (расстройство математических способностей).

Чтение, письмо и подсчет – это навыки, которым школа уделяет особое внимание. Они позволяют ученикам собирать и обмениваться знания, а, следовательно, облегчают изучение и систематизацию окружающего мира. Дефицит в этих областях знаний, повлечет большие трудности для ребенка и, кроме того, уменьшит шансы на успех в области образования.

С этими специфическими школьными трудностями нередко сталкиваются гиперактивные дети с нарушениями речи, которые проявляются слишком быстрым темпом, шумном разговоре, часто уходе от темы, отсутствии навыков построения корректных высказываний с точки зрения стилистики и грамматики, несоблюдении общепринятых правил ведения беседы. Более того, нарушения речи значительно снижают возможности общения со сверстниками и со взрослыми, что может привести к изоляции, чувству одиночества и далее к заниженной самооценке.

Поведение ребенка с СДВГ в классе мало согласуется с желаниями учителей и других учеников. Оно вносит хаос и дезорганизацию, а через свою повторяемость, становится утомительным и раздражает. Следует, однако, помнить, что самому ребенку с гиперактивностью тоже не удобно. Ему приходится нести груз ответственности за свои нарушения, в коих он совершенно не виноват. Создание ребенку соответствующих условий для обучения помогает использовать его потенциал и смягчить негативные последствия СДВГ . Школа не должна быть для него кошмаром!

Как делать домашнюю работу

Выполнение домашних заданий является особенно трудным для детей с СДВГ, так как требует умений, которые у них дефицитные, например, поддержания внимания, планирования работы, дисциплины. Ребенку гораздо легче сконцентрироваться на том, что для него является приятным и привлекательным. Поэтому, очень важно обеспечить ребенку благоприятные условия, которые помогли бы облегчить ему эффективное выполнение домашних заданий.

Прежде всего, следует позаботиться о «пустом столе». Хорошо, если у ребенка есть свое собственное место, специально предназначенное для науки. Столешница стола должна быть приведена в порядок на время для занятий так, чтобы на ней находились только вещи, необходимые для выполнения определенной задачи.

Дело в том, что лежащие на ней другие объекты могут отвлечь внимание ребенка от работы, которую ему предстоит выполнить. Для этого лишнее можно переложить в специально подготовленные ящики перед началом работы над домашним заданием. Ребенка также могут отвлекать игрушки и другие предметы, лежащие на полках, или даже то, что происходит за окном.

Чтобы ограничить поток этих стимулов, можно, например, закрыть полки шторой, отказаться от установки рабочего стола возле окна и поставить лицом к пустой стене.

С другой стороны, для некоторых детей приток стимулов, например, в форме музыки, помогает сфокусировать внимание на задаче. Не все дети способны «работать за столом». Когда для ребенка это доставляет слишком большую трудность, может быть, стоит рассмотреть возможность другого места работы, например, на полу.

Важным элементом планирования работы над домашним заданием является установление фиксированного времени начала работы – желательно вскоре после возвращения из школы. Стоит также за мгновение напомнить ребенку, что приближается время, отпущенное на выполнение уроков.

Помимо фиксированного начала, хорошо определить также конец работы, создавая ребенку реальную перспективу ее окончания. Только тогда он будет иметь время на удовольствия. Их можно использовать, чтобы мобилизовать ребенка на работу – это будет веселой формой вознаграждения за вложенные в науку усилия.

Ребенку с СДВГ может быть очень тяжело оставаться на одном месте все время, необходимое для отработки уроков. Хорошая идея заключается в таком случае в предоставлении времени на перерывы в несколько минут. Только не давайте ребенку в это время увлечься чем-нибудь другим, потому что тогда будет очень сложно вернуть его обратно к обязанностям.

Планируя с ребенком работу, в дополнение к определению интервала времени, хорошо также определить последовательность выполняемых задач. Часто даже отдельные задания требуют разделения труда на этапы. Кроме того, если ребенок начнет с выполнения простых команд, то быстрее достигнет успеха, что может позитивно повлиять на уровень мотивации для дальнейшего обучения.

Знания переданный в интересной форме легче усваивается. Кроме того, в случае дефицита внимания, с которым мы имеем дело при СДВГ, полезной техникой может быть, например, подчеркивание или указание наиболее важных фрагментов текста. Стоит использовать графики, таблицы и другие инструменты, позволяющие отобрать наиболее важную информацию, на которой ребенок должен сосредоточить свое внимание.

Формируя порядок в отношении науки и выполнения домашних работ, следует помнить о высвобождении времени на другие занятия, особенно приятные для ребенка. Один день в неделю должен быть свободным от занятий – позаботьтесь об отдыхе!

Описанные правила не являются сложными. Они ведут к совершенствованию работы ребенка и повышает его шансы на успех образования. Требуют, однако, при этом терпения родителей . Но все же эта игра стоит свеч!

Слишком активные дети... или дети "с моторчиком". Обычно до детского сада родители не считают поведение своих детей гиперактивным и требующим особого внимания. Когда ребёнок поступает в детский садик и начинает "мешать" другим детям - родители слышат слова "гиперактивность" со стороны. И только при поступлении ребёнка в школу, родители понимают, что ничего не делать нельзя. Ребёнку надо как-то помогать! Так бывает не всегда, но в основном.

На сегодняшний день проблема гиперактивности актуальна не только для специальных коррекционных, но и для других видов учебных заведений. Школьные психологи сталкиваются с тем, что ребенку диагноз гиперактивности чаще ставится по двум или нескольким признакам. А ведь заметим, что диагнозы ставят только врачи, все остальное может быть предположением, которое формируется в течение длительного наблюдения со стороны учителей, психологов и родителей ребенка.

Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей:

  • Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
  • Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
  • Легкая отвлекаемость на посторонние предметы.
  • Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе).
  • Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не подумав, не выслушав до конца.
  • Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.
  • С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
  • Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
  • Неумение играть тихо, спокойно.
  • Болтливость.
  • Мешает другим, пристает к окружающим (вмешивается в игры к другим).
  • Часто складывается мнение, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  • Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.
  • Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет острых впечатлений.

Проявление 8 признаков из всего предложенного списка дает основание предположить, что ребенок может быть гиперактивным. Признаки гиперактивности (симптомы1,2,9,10), невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3, 6-8,12,13) и импульсивности (симптомы 4,5,11,14).

Что такое гиперактивность или по-другому дефицит внимания?

Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания:

"Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля."

Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатком внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатком внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.

Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и не редко, напротив, сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатками побуждений (Раттер М., 1987).

В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. В настоящее время этиология и патогенез синдромов дефицита внимания выяснены не достаточно. Но большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:

  • органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и др.);
  • перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного);
  • генетический фактор (ряд данных свидетельствуют о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);
  • особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС);
  • пищевые факторы (высокое содержание углеводородов в пище приводит к ухудшению показателей внимания)
  • социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий).

Следовательно, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей.

Важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться, что такой ребенок находится под наблюдением врача.

Для организации занятий с гиперактивными детьми психолог может использовать специально разработанные коррекционно-развивающие программы (Психогигиена детей и подростков, 1985).

В оказании психологической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями и учителями. Необходимо разъяснить взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки, взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.

Родителям нужно запомнить, что с такими детьми необходимо избегать излишней жалости и вседозволенности, а с другой стороны постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое влияние, чем на здоровых детей. Родители также должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от них больших усилий и огромного терпения.

  • В отношениях с ребенком придерживаться позитивной модели. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  • Избегайте повторений слов «нет», «нельзя».
  • Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, что бы он мог его завершить.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашней работы и сна должно соответствовать этому распорядку.
  • Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующие воздействие.
  • Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных и шумных приятелей.
  • Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
  • Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка.

Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Выполнение некоторых рекомендаций психолога может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.

  • работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;
  • по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;
  • во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса напротив доски;
  • предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;
  • учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;
  • научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;
  • задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;
  • на определенный отрезок времени давать только одно задание;
  • дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;
  • во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной разрядки: занятия физическим трудом.

И так, в работе с такими детьми можно использовать три основных направления:

  1. по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);
  2. по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  3. при необходимости должна осуществляться работа с гневом.

Прошло чуть больше месяца с начала учебного года, и во многих классах учителя столкнулись с похожими проблемами: дети, обычно мальчики, не слушают на уроках, делают, что вздумается, и с трудом контролируют себя. Сегодня таких детей принято называть гиперактивными. Могут ли такой диагноз поставить в школе? Как родителям наладить школьную жизнь ребенка?

«Мой сын в этом году пошел в школу. Он с рождения был очень подвижным и нервным мальчиком, а в школе его проблемы обострились: учительница жалуется, что он громко разговаривает на уроках, вертится и мешает всему классу. Да, он сложный ребенок. Школьный психолог говорит, что у него синдром гиперактивности. Что это такое?»

Полностью этот диагноз звучит так: синдром дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ. Дети с этим синдромом не только очень подвижные, болтливые и суетливые; у них есть проблемы с концентрацией внимания, с сосредоточенностью. В среднем в мире детей с СДВГ около трех процентов, следовательно, в классе, состоящем из тридцати учеников, вполне может оказаться такой ребенок.

Когда проявляются симптомы СДВГ? Считается, что это происходит до семилетнего возраста, хотя иногда они могут впервые проявиться и лет в десять-одиннадцать. Чаще всего к врачу обращаются родители первоклассников: «Все сидят спокойно, а мой не может!». Впрочем, некоторые уточняют: «А вообще-то с ним было очень трудно с самого рождения».

Заостренный темперамент

Вообще внимательность и активность — это свойства темперамента, и в этом смысле все люди делятся на тех, кто может долго быть сосредоточенным, может выполнять кропотливую работу, и тех, кто такую работу терпеть не может. Диагноз СДВГ означает, что эти свойства темперамента крайне заострены, так, что человек не может вписаться в нормальную жизнь, не в силах выполнять те задачи, которые ставят перед ним окружающие и он сам, и это очень мешает полноценным отношениям с родителями и друзьями.

Сейчас нередко любого импульсивного, очень подвижного малыша, не задумываясь, называют гиперактивным. Однако диагноз СДВГ может поставить только врач. На глазок определить, есть ли у ребенка СДВГ или он просто истерику закатывает, невозможно. Для постановки диагноза требуется внимательно оценить жизнь и развитие ребенка, проследить, как и в каких ситуациях проявляются его проблемы внимательности и активности.

Уровень активности можно определять по специальным шкалам, которые заполняют родители, и врач сравнивает, насколько показатели конкретного ребенка отличаются от стандартных. Эти шкалы основаны на серьезных исследованиях, проводившихся в США и Европе. Нормы в них, правда, американские и европейские. В своей работе я опираюсь на них, хотя и с осторожностью.

Не расстройство личности

Первое, что нужно знать родителям: СДВГ — не психическое заболевание, а расстройство развития. Просто у ребенка изначально нарушена функция самоконтроля. Чаще всего он не заболевает этим — он уже рождается таким. Часто родители спрашивают у меня: «Это мы где-то недоглядели, чего-то вовремя не сделали?». Нет. Родители здесь не виноваты. Если бы мы могли заглянуть к такому ребенку в мозг, то увидели бы, что те области, которые отвечают за самоконтроль, за управление поведением, у него работают иначе, чем у других.

Парадокс в том, что эти дети выглядят абсолютно нормальными. Вот он просит прощения и обещает исправиться, однако раз за разом свои обещания нарушает — и его начинают считать испорченным... Я спрашиваю у одного мальчика: «Что ты на уроках-то разговариваешь?». А он отвечает: «Да я забываю, что нельзя». Дети с СДВГ забывают правила и ведут себя, поддавшись импульсу. Родители, которые знают об этом, легче прощают такого ребенка, не навешивают на него всевозможные ярлыки и, надеюсь, не винят себя понапрасну.

Причин у СДВГ может быть несколько. Например, наследственность. Исследования говорят о том, что примерно у половины детей с этим диагнозом хотя бы у одного из родителей СДВГ тоже есть. Также известно, что у детей с низким весом или низкими оценками по шкале Апгар сразу после рождения чаще развивается СДВГ.

Подпорки

К сожалению, нет способа вылечить СДВГ раз и навсегда. Но от поведения родителей во многом зависит . Понимая, в чем проблема, они способны значительно облегчить ему жизнь. Поставив этот диагноз, я своей главной задачей считаю объяснить родителям, что происходит.

Самое эффективное, что можно сделать, чтобы облегчить жизнь ребенка с СДВГ, — выстроить для него систему внешнего контроля.

  1. Детям с СДВГ сложно удерживать в голове большой объем информации. Это значит, что задачи для них следует дробить на части . Сделал одно — получи новое задание.
  2. Известно, что у детей с СДВГ большие проблемы с ощущением времени . Они «близоруки к будущему». Если мы можем планировать свою деятельность и примерно представляем себе, к чему она приведет, то у детей с СДВГ «окно во времени» — десять минут максимум. Они живут исключительно этим моментом, они не представляют последствий. Поэтому, если в результате их действий происходит «что-то не то», это не их выбор, они этих последствий не хотели.
    При этом такой ребенок остро нуждается в немедленной обратной связи от родителей. И в этом случае последствия ему нужны здесь и сейчас. С ним не сработает подход: «Если ты будешь в течение месяца следить за порядком в своей комнате, мы подарим тебе велосипед» или «Если ты сейчас же не сядешь за уроки, вечером вернется отец и тебя накажет». Вечер — это какое-то туманное будущее. Лучше говорить так: «Если ты прямо сейчас сделаешь вот это, то сможешь получить то-то и то-то сразу же».
    Таким детям очень трудно в школе. Они должны просидеть сорок минут не отвлекаясь и выполнить классную работу, а оценка появится только через два дня, когда учитель проверит тетради. В такой ситуации сложно сосредоточиться, потому что результат и награда — очень далеко.
  3. С этими детьми хорошо работает «очковая» или «жетонная» система . За выполнение повседневных дел ребенок получает награды в виде очков или жетонов, которые потом обменивает на что-то. Так он постоянно видит результат своих действий, понимает, что его возможности с каждым разом и с каждым делом увеличиваются.
  4. Применение таймеров. Они помогают детям, у которых есть проблемы с ощущением времени, отслеживать его. Можно использовать обычные песочные часы.
    Есть еще одна прекрасная вещь — часы, у которых на циферблат нанесен цветной круг, и вместе с проходящими минутами этот круг исчезает. По этим часам «вживую» можно увидеть, как уходит время. Ведь сам ребенок не чувствует, что оно заканчивается, и из-за этого откладывает дела.
  5. При посещении общественных мест , например поликлиники, нужно заранее продумать, чем в течение часа или двух будет заниматься ребенок, особенно если мама будет занята. Запаситесь бумагой, фломастерами и игрушками. Нелишне будет взять в помощь родственника.
    К сожалению, взрослые часто реагируют реактивно: поместили ребенка в ситуацию, в которой у него, скорее всего, начнутся проблемы, и потом начинают его ругать.
  6. Принимать ли при СДВГ медикаментозные средства? Этот вопрос родители должны обсуждать со специалистом. Конечно, применение лекарств имеет свои плюсы и минусы, но в подавляющем большинстве случаев я очень советую хотя бы попробовать лечение, потому что эффект может оказаться значительным. Однако непременно уточняйте у врача, проходило ли назначаемое им лекарство клинические испытания на эффективность. К сожалению, подавляющее большинство назначаемых в нашей стране при СДВГ препаратов таких испытаний не проходили.

СДВГ и окружающие

Одна из проблем, с которой сталкиваются родители детей с СДВГ, — недостаточная информированность общества, учителей и даже некоторых специалистов. Но главное, сами родители должны четко понимать, с чем они имеют дело.

Просто сказать учителю: «Знаете, у моего ребенка СДВГ» — значит не сказать ничего. Надо описывать поведение ребенка очень конкретно, например: «Моему сыну очень сложно усидеть на месте, сложно себя сдерживать, это у него давно, мы много чего перепробовали, сейчас ходим к врачу, занимаемся этим, но я опасаюсь, что на уроках он будет вертеться и даже разговаривать... Я очень хочу, чтобы у него было хорошее поведение. Давайте договоримся: я буду к вам подходить на минутку каждый день после уроков, а вы мне будете рассказывать, что и как у него получалось».

Нужно взять учителя себе в союзники. Иначе бывает, что обе стороны, и учителя, и родители, только жалуются: «Эти родители ничего не хотят делать, весь груз на нас», «Эти учителя ничего не понимают про нашего ребенка, только гнобят его». Конечно, и то и то бывает, и довольно часто, но эффективнее работать вместе.

По мере взросления способность к самоконтролю, умение управлять своим поведением у любого ребенка улучшается. Суетливость, подвижность, болтливость уменьшаются обычно уже к концу начальной школы. Чуть медленнее уменьшается импульсивность.

Конечно, люди приучаются сдерживать себя, однако они продолжают оставаться порывистыми и вспыльчивыми. Проблемы, связанные с недостатком внимания и сосредоточенности, обычно остаются и сопровождают этих людей и во взрослой жизни. Но тогда хотя бы появляется возможность выбирать, чем заниматься.

Существует немало профессий, которые вполне подойдут человеку с проблемами самоконтроля. Известно, что, например, в США люди с СДВГ охотно идут в армию (таких там, по некоторым подсчетам, более десяти процентов), потому что армия предполагает четкие правила и рамки, понятную структуру, прописанные обязанности и двигательную активность.

С одной стороны, сложно винить родителей, ведь оказаться в такой ситуации никому не пожелаешь. Это огромный труд — воспитывать детей с СДВГ. Но лучше все-таки не забывать: сложное поведение — отнюдь не свободный выбор ребенка. Не так давно ко мне обратилась семейная пара, уже вырастившая двоих детей. У третьего, появившегося на свет значительно позже, диагностировали СДВГ. И муж с женой сказали мне: «Знаете, долгое время мы считали себя замечательными родителями и ставили себе в заслугу то, что воспитали прекрасных детей. Лишь теперь мы поняли: легко воспитывать „легких“ детей, а попробуй-ка воспитать ».

Похожие статьи